Ливан-русское присутствие
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Форум » В кругу друзей » Коллекционер. » О чём могут рассказать иконы.
О чём могут рассказать иконы.
ФадланДата: Вторник, 15.01.2013, 11:08 | Сообщение # 1
Дуайен
Группа: Посольские.
Сообщений: 2088
Статус: Offline
Моя любимая икона "Спас нерукотворный"!

Прикрепления: 6507458.jpg(31.3 Kb)
 
ФадланДата: Вторник, 15.01.2013, 11:41 | Сообщение # 2
Дуайен
Группа: Посольские.
Сообщений: 2088
Статус: Offline
Сюжет иконы таков:
Иисус Христос достиг тридцати лет. Он в сопровождении своих учеников - апостолов ходил по Святой земле от Эммауса и до Каны Галилейской, проповедуя любовь к ближнему и творя разные чудеса. Самым поразительным из этих чудес было воскрешение Лазаря, которое так поразило очевидцев, что слава о деяниях Христа вышла далеко за пределы Святой земли. Достигла она города Эдесса на Евфрате, где правил царь Абгар. Был этот царь добрым и справедливым, но на него обрушилось несчастье, так как заболел проказой, и никакой лекарь не мог избавить его от этого недуга.
Прослышав про чудеса, творимые Иисусом, Абгар послал к нему одного из своих царедворцев, умевшего рисовать, с наказом убедить Иисуса придти в Эдессу и исцелить его, Абгара, от этого недуга. Посланец эдесского царя добрался до Святой земли, разыскал Иисуса и начал сулить ему всяческие блага, если Иисус поедет в Эдессу и исцелит Абгара. Иисус на это ответил посланцу, что его земной путь уже предначертан Отцом, и он не может покинуть Святую землю. Но тем не менее может исцелить Абгара своим образом и предложил посланцу нарисовать его портретное изображение. Посланец попробовал передать черты лика Христова, но ему это никак не удавалось. Тогда, видя безуспешность попыток посланца, Иисус взял чистый плат, приложил его к своему лицу, и на плате как бы отпечаталось избражение лика Сына Божьго в мельчайших его деталях!
Иисус протянул плат посланцу Абгара и сказал, что этот плат исцелит царя. Посланец доставил плат в Эдессу, и Абгар, увидев изображение Христа, сразу почувствовал улучшение. А потом болезнь и вовсе покинула его!
Город Эдесса располагался на границе между Римской империей и Парфянским царством, а потому часто подвергался разорению парфянами. Случилось так, что вскоре после исцеления Абгара парфяне совершили очередной набег на Эдессу, и город был обречен. В качестве последней меры защиты Абгар распорядился вывесить на главной крепостной башне плат с Ликом Христа, и совершилось еще одно чудо - парфяне отступили!
 
ФадланДата: Вторник, 15.01.2013, 13:11 | Сообщение # 3
Дуайен
Группа: Посольские.
Сообщений: 2088
Статус: Offline
Царь Абгар умер. Для плата на главной крепостной стене сделали нишу, в которой он висел долгие годы... А потом, когда из памяти стерлись воспоминания о нашествии парфян, нишу заложили, замуровав таким образом плат с нерукотворным изображением Христа.
Но войны продолжались, и Эдесса снова оказалась на границе между Византийской империей и Сасанидским царством. И вновь под стенами города появилось многочисленное войско неприятеля. В качестве жеста отчаяния жители Эдессы разобрали кирпичи, которыми был заложен плат, и враг в очередной раз отступил, отказавшись от осады города...

С учетом такой истории образа Иисуса Христа икона Спаса нерукотворного первоначально воспринималась в Древней Руси как охранительница городов, и эту икону размещали на главной крепостной стене. Именно по названию иконы Спаса нерукотворного главная башня московского кремля получила название Спасской.
В последующем Спас нерукотворный стал восприниматься на Руси как покровитель воинства, и стяг с изображением Спаса можно увидеть, например, на картине художника Бубнова !Утро на поле Куликовом".
А потом икона Спаса Нерукотворного стала считаться семейным оберегом, охранительницей домашнего очага!
 
ФадланДата: Вторник, 15.01.2013, 13:22 | Сообщение # 4
Дуайен
Группа: Посольские.
Сообщений: 2088
Статус: Offline
Моей иконе, как я полагаю, лет сто пятьдесят. Нарисована где - то на Украине, скорее всего, Правобережной. Чувствуется польское влияние - обратите внимание на херувимчиков с крылышками, больше похожими на жабо! В России такие вещи считались отступлением от канона.
У Иисуса голубые глаза, и он слегка улыбается. Это - тоже отступление от канона. На иконах, рисованных в Центральной России и на Севере, Иисуса изображали с более строгим выражением лица, удлиненной бородкой и темными глазами.
Из всех своих икон больше всего люблю именно эту - Христос на ней очень доброжелателен, и рисовал ее, несомненно, талантливый человек!
 
КоляДата: Среда, 16.01.2013, 23:24 | Сообщение # 5
Админ развития.
Группа: Посольские.
Сообщений: 1816
Статус: Offline
Цитата (Фадлан)
Моей иконе, как я полагаю, лет сто пятьдесят. Нарисована где - то на Украине, скорее всего, Правобережной.
Василий Иванович! У родителей жены,в Полтаве есть икона,говорят очень старая,на доске полусогнутой,на обратной стороне две перемычки поперек,а что изображено,вроде Матерь Божья в полный рост с Иисусом на руках,но говорят что этой иконе несколько сот лет.
 
ФадланДата: Четверг, 17.01.2013, 09:36 | Сообщение # 6
Дуайен
Группа: Посольские.
Сообщений: 2088
Статус: Offline
Коля,  вот  что   я  думаю  насчет  иконы,  хранящейся  у   родителей   твоей  жены:
Доска,  на  которой   рисована  икона,  судя   по   твоему   описанию,  относится   к   допетровскому   времени,   скорее  всего  к   времени  правления  Алексея  Михайловича.  В  те  времена,   до    церковной  реформы   патриарха   Никона  церковные   доски  изготовляли  именно   по  такому  канону.   В   доске   должен  быть  еще  "ковчег",  то есть   легкое   выдолбленное  в   доске  углубление.   В  нем   размещалось  центральное  изображение   иконы,   а  на   "бортиках"   рисовались  так  называемые  "клейма",   которые  служили  иллюстрацией   главной  темы   иконы.  Для   изготовления   досок   обычно  использовалась   липа.   Для  того,   чтобы   уберечь   доску  от растрескивания,   ее,  согласно   традиции,  скрепляли  шпонами.
До   революции  иконописцы   при  рисовании  икон   обязательно использовали   олифу  (для   растирания минеральных   красок   и для  нанесения  верхнего   покрытия  на  готовую  икону).   Реставраторы   утверждают,  что   олифовое  покрытие  через  сто   пятьдесят   лет  начинает  темнеть,   и  изображение   становится  все более  трудно   различимым.   Тогда  икону   "обновляли" -   протирали  разрезанной  луковицей,  а  затем  подсолнечным   маслом.  Однако   эффект  был кратковременным  -  в   пределах  нескольких  лет.  Поэтому   на   старых  допетровских   иконах  обязательно   есть  несколько   слоев  росписи:  либо  на  иконе  красками   обводили  уже  имевшееся   изображение,  либо   делали  вообще   новую  сюжетную  запись.   Будешь  у   родственников,   приглядись   к  иконе,   повернув  ее  под  углом  вбок:  думаю,  обязательно  увидишь   предыдущие  записи   (работа   реставраторов  по  расчистке   икон  в   том  и  состоит,   чтобы,   удаляя  более   поздние  записи,  добраться  до  изначального  изображения  на иконе).
Словом,  доска  иконы,  которой  владеют  родители  твоей  жены,  относится,  условно   говоря,   ко   временам  Переяславской   Рады,  а  изображение  -  к  правлению   царя  Николая  I.
Канонических  изображений   Богоматери   с  Младенцем  насчитывается   около   300,  и   в   зависимости   от   того,  как   и  в  каком   положении  изображены   персонажи,   каждый  тип  имеет  свое   собственное  название  ("Богоматерь  Владимирская",   "Казанская",  "Тихвинская",  "Боголюбская",  "Одигитрия",  "Оранта",  "Утоли   моя  печали",  "Троеручница",  "Умиление",  "Взыграние   младенца" и  т.д. -   около  трехсот   типов!).   Описание  иконы  родителей   твоей   жены   слишком   лаконично,   чтобы   я  мог   хотя  бы  приблизительно  назвать   тип  сюжета.
 
КоляДата: Пятница, 18.01.2013, 00:34 | Сообщение # 7
Админ развития.
Группа: Посольские.
Сообщений: 1816
Статус: Offline
Цитата (Фадлан)
Доска,  на  которой   рисована  икона,  судя   по   твоему   описанию,  относится   к   допетровскому   времени,   скорее  всего  к   времени  правления  Алексея  Михайловича.  В  те  времена,   до    церковной  реформы   патриарха   Никона  церковные   доски  изготовляли  именно   по  такому  канону.   В   доске   должен  быть  еще  "ковчег",  то есть   легкое   выдолбленное  в   доске  углубление.   В  нем   размещалось  центральное  изображение   иконы,   а  на   "бортиках"   рисовались  так  называемые  "клейма",   которые  служили  иллюстрацией   главной  темы   иконы.  Для   изготовления   досок   обычно  использовалась   липа.   Для  того,   чтобы   уберечь   доску  от растрескивания,   ее,  согласно   традиции,  скрепляли  шпонами.
Насчет "ковчега" не уверен,но вот вокруг изображения вроде какие то маленькие изображения есть,да я и не уверен,кто там изображен,не интересовался,изображение очень плохое,и по краям краска уже поотваливалась только и запомнил,что обратную сторону,точно помню что доска полусогнута и поперек два клина во врезанних углублениях как полозки.Попрошу племянника,что бы сделал фото и скинул.
 
КоляДата: Пятница, 18.01.2013, 01:07 | Сообщение # 8
Админ развития.
Группа: Посольские.
Сообщений: 1816
Статус: Offline
Цитата (Фадлан)
Канонических  изображений   Богоматери   с  Младенцем  насчитывается   около   300
Василий Иванович! Извините ввел Вас в оману,позвонил племяннику,он говорит,что там изображения Николая-Чудотворца.Это я перепутал,у них просто Божья Матерь висит рядом,но это современная икона.Да и еще он сказал,что она треснула посредине.
 
КоляДата: Пятница, 18.01.2013, 01:49 | Сообщение # 9
Админ развития.
Группа: Посольские.
Сообщений: 1816
Статус: Offline
Вот что то похожее нашел.Только не уверен на счет этого бортика по краю(ковчега).Вроде там нет.
Прикрепления: 2845914.jpg(9.9 Kb)
 
ФадланДата: Пятница, 18.01.2013, 09:43 | Сообщение # 10
Дуайен
Группа: Посольские.
Сообщений: 2088
Статус: Offline
Коля,  выкладываю   свои  комментарии   к   иконе  Николая   Чудотворца  (хотя,   как  я понимаю,   это  не   ваша  семейная,   а   скопированная  из   другого  источника):
1.  Все,   что   ранее  писал  про   доску,  остается   в   силе.   Поясняю   насчет  ковчега  еще  раз:   он   на   выложенной   тобой  иконе   присутствует.   Это,   повторяю   легкое   углубление,  выдолбленное   в  доске,   в  котором  помещалось  главное  изображение.  У   тебя   на  выложенной  иконе  ковчег  заглублен  миллиметров   на пять.   Это  -  традиционный   вариант  для   второй  половины  XVII  века.
2.  Уверен,  что  у   представленной   тобой  иконы   было  минимум   две   записи.  Просто     ее   надо    рассмотреть  вблизи  и  под  углом.  Подержать  в  руках   и   особенно    вглядеться   в   бортики -  где  -   нибудь  закрашенное  предыдущее   изображение   себя  проявит.
3.   Изображение  Николая  Чудотворца   на    выложенной   тобой   иконе   выполнено   в  соответствии  с   требованиями    церковного  канона.   Вот  как  этот канон  сформулирован:  "...стар,   сед,  брада  невелика,  курчевата,  главой  плешив,   на  плеши  мало  кудрявцев...нос  продолгущ,  лицом  морщиноват...риза  святительская...   в   омофоре,  правою   рукою   благословляет,   в  левой  - Евангелие".
Правда,   у   Николая   на  данной   иконе  риза  непривычного  сиреневого  цвета.  Впервые   вижу  и  зеленый   омофор  (знак   епископского  достоинства   в  виде   шарфа,   возложенного   на  плечи).   Обычно   омофор   рисуют   в  белом   цвете,   а  ризу  -  в   золотисто  -  коричневом.   Но,  скорее  всего,   это   региональные  пристрастия.
4.  Опять   же,  в   соответствии   с    каноном   рядом  с   изображением   лика  Николая  помещены   "клейма"  -  изображения  Христа,  держащего  в  руках Евангелие,  и  Богоматери,  протягивающей   омофор.  Все,  как   того  и  требуют  классические   правила  изображения  Николая.
5.  Отнес   бы  изображение  Николая    именно  на данной   иконе к  первой  половине  XIX  века,  то  есть  времени  правления  Николая  Первого.

Готов  изложить   пояснения  к   сюжету  иконы,   если  это  будет  интересно.
 
АЛАБАЙДата: Пятница, 18.01.2013, 14:47 | Сообщение # 11
Админ
Группа: Администраторы
Сообщений: 2116
Статус: Offline
Сфотографировал нашу икону Св. Иоанна Крестителя. Попробовал достать доску, посмотреть, но ничего не получилось. Закреплена надёжно. Сколько ей лет - без понятия. Знаю только, что Галиной матери она от бабушки досталась.

Прикрепления: 3522153.jpg(224.1 Kb) · 8040213.jpg(247.2 Kb)


"Не нужен мне берег турецкий и Африка мне не нужна ..."
 
ФадланДата: Суббота, 19.01.2013, 08:33 | Сообщение # 12
Дуайен
Группа: Посольские.
Сообщений: 2088
Статус: Offline
Саша,  выкладываю  комментарий   к  вашей  иконе   Иоанна  Крестителя:
Она  относительно   молодая  -  ей  примерно  сто  двадцать   -   сто   сорок лет.   Написана  в  современном  стиле,   без  элементов  "архаики",  которые   соблюдались   в   более  ранних   иконах.  Икона   определенно   украинского  происхождения:  об  этом  говорит   жест  благословения Иоанна.   На   Руси  святые   на иконах    по  канонической  традиции  благословляли  молящихся  двуперстием,   хотя   при  патриархе  Никоне   в   официальной   Русской   православной   церкви   было  введено  троеперстие.  А  Никон  позаимствовал   это  нововведение  под   влиянием  обрядов,  которым  следовали   в   Константинополе   и  Малороссии  (после  Переяславской  Рады  и  воссоединения  Украины  с  Россией).  На  вашей  иконе  Иоанн    для  благословения   молящегося   как  бы   готовится  сложить  пальцы  правой   руки  в   троеперстие.     На   иконе   русского  происхождения,  в  моем  понимании,   такого   быть  не  должно.
Я бы  предложил считать,  что   икона  написана  примерно   в  1875  -  1890  годах.   Естественно,  плюс  -  минус  десять лет. wink
 
АЛАБАЙДата: Суббота, 19.01.2013, 13:10 | Сообщение # 13
Админ
Группа: Администраторы
Сообщений: 2116
Статус: Offline
Цитата
Я бы предложил считать, что икона написана примерно в 1875 - 1890 годах.
 Василий Иванович, спасибо огромное за подробный рассказ об иконе. Мы сравнили имеющуюся у нас информацию о Галиной прабабушке и все пазлы сложились в одну картинку. Прабабушка родилась в Донецкой области как раз в те года о которых Вы рассказали. Несколько лет назад Галина побывала в тех краях и в местной церкви видела очень похожие иконы по стилю письма. Поэтому мы предполагаем, что икона была приобретена и подарена прабабушке её родителями как раз в то время.


"Не нужен мне берег турецкий и Африка мне не нужна ..."
 
ФадланДата: Суббота, 19.01.2013, 13:10 | Сообщение # 14
Дуайен
Группа: Посольские.
Сообщений: 2088
Статус: Offline
Коля,   а ты  мой  комментарий    на  твою   вчерашнюю   икону   не   посмотрел?   Я  кое  -  что  написал  специально  для  тебя.
 
КоляДата: Суббота, 19.01.2013, 13:10 | Сообщение # 15
Админ развития.
Группа: Посольские.
Сообщений: 1816
Статус: Offline
Цитата (Фадлан)
Коля,   а ты  мой  комментарий    на  твою   вчерашнюю   икону   не   посмотрел?   Я  кое  -  что  написал  специально  для  тебя.
Спасибо! Конечно посмотрел.Это конечно не та икона,я просто в качестве примера привел.Но когда у меня будет ее фото,тогда более предметно мне опишете.
 
Форум » В кругу друзей » Коллекционер. » О чём могут рассказать иконы.
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск: